Воспоминания о службе в рядах Советской Армии

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ

39 ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АРМИЯ

МНР

БАГАНУР

1979-1981


Братство ЗабВО  

http://zabvo.ru/news.php

 Кокарда рядового и сержантского состава
Советской Армии
ПОСВЯЩАЮ
МОИМ РОДИТЕЛЯМ
МАМЕ ЛИДИИ ПЕТРОВНЕ
ПАПЕ ВЛАДИМИРУ ВАСИЛЬЕВИЧУ

                                                     -1-              

ЗАБВО

"ЗАБУДЬ ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО"


Холодная, дождливая осень 1979 года. В Афганистане уже полным ходом идет война. Армия Китая совершила агрессию против Вьетнама. И вот дождался повестки из военкомата. Быстро все произошло. Не успел оглянуться - эшелон на вокзал прибыл, нас обритых наголо пацанов поджидает.

 А ведь была возможность задержаться еще на годок дома!

Мама с папой в здании вокзала остались, а меня родной дядя Саня, светлая ему память, увел незаметно на улицу и давай предлагать "агдамчику" по стакашке хлопнуть на посошок. Уговорил.

Когда "хлопнул" и прибежал на место сбора, мои документы уже в сторону отложили - мол пропал солдат, в отказ пошел. Насилу уговорили прапорщика уехать послужить с моим призывом. К тому же из одного города нас четверо было, хорошо когда рядом земляки.

И ведь в сомнении были, точно на знали куда едем, где служить будем. Разговоры всякие ходили, но точно знали, что в Афганистан не попадем. В Бийске на пересыльном пункте заходил офицер, выявлял спеди нас музыкантов и художников. Нашел человек пять-больше мы их не видели, в Союзе остались. Разве могли предполагать, что после Бийска и Барнаула окажемся в Улан-Баторе (в воздухе узнали). Самолет был битком набит новобранцами из РСФСР, Казахской ССР, Узбекской ССР, Чечено-Ингушской АССР, Башкирской АССР и других республик нашего бывшего Советского Союза.

И дальше - в степях, гиблых местах Монголии, в палаточном городке без бани в первое время. Да, были люди в наше время...

В столице Монгольской Народной Республики задержались на две недели. Адаптировались на курсах молодых бойцов (щеглов). Приличным городок показался, чистенько, высотки понастроены, аборигены цивильно одеты, в магазинах "сгущенка" из Союза. Кому удалось провезти за кордон рублики меняли их на тугрики по курсу 1 к 3 (была возможность и 1 к 4, да некогда было торговаться).    

Адаптация завершилась стрельбой из автоматов, покатались на тяжелой технике (тракторах:)) и лафа закончилась. Скатки на плечо - бегом в грузовик, поехали! Двинулись в ночь, секретно:), тряслись по бездорожью часа четыре, песок на зубах скрипел, лица загорели от пыли. Прибыли на место с рассветом, видим, стоят 4 большие армейские палатки и два вагончика, в предрассветной дымке рядом за "колючкой" вырисовываются контуры других палаток. А морозец давит, ветерок противный пронизывает, стоим на плацу - командиров ожидаем.  

Из палаток потянулись на плац - на общее построение их обитатели: "молодые", "черпаки", "деды".  "Дембеля" не соизволили взглянуть на новый призыв, на свою боевую:) смену, остались нежиться в теплых постелях. Чтобы было понятно, поясню термины. Есть различия в трактовке и сроках, но у нас это означало следующее. "Щеглы" или "духи" - это мы, у которых еще пирожки мамкины в животах не переварились. "Молодые" - отслужили полгода. "Черпаки" - год. "Деды" - полтора. И наконец, "дембеля", которые дождались приказа об увольнении из рядов Советской Армии.

"Рота смирно", прапорщик со своебразным акцентом изрек команду (потом узнали, что по национальности он башкир). И побежал на полусогнутых:)... Смешно, но в жизни видел только двоих людей, которые подбегают или подходят к "высокой шишке" на полусогнутых и подобострастно смотрят при этом. ... Бежит и вдруг метров за десять до командира переходит на строевой шаг, командир в ответ тоже ноги стал задирать почти на прямой угол. Когда же капитан обратился к нам с приветственной речью, сразу стало понятно, что он изрядно выпил. Картина незабываемая! Так прошла наша первая встреча с командиром роты, фамилию его я не запомнил, да и видели мы его не часто. 

Полгода пролетели незаметно, но буднично. Муштра, наряды, караулы, знакомство с "машкой" (тяжелая, блин, типа швабры для надраивания полов), ежедневное повышение квалификации по набивке кантиков на постельном одеяле (не только на собственном), зимняя стужа, заготовка дров (колун после 5-6 замахов передавали и бежали греться),  неуставка, явная нехватка еды-такое не забывается. Своей столовой у нас не было, ходили в столовую строительного батальона-всего то километра три пешком, да с песней, да со встречным ледяным ветром, несущим крупицы песка-на зубах хрустело. Когда столовались без взводных дисциплины не было в помине. Так что нам, духам, мало доставалось-голодными уходили.

Приказ о нашем увольнении из рядов Советской Армии подписал в октябре 1981 года Министр обороны СССР  Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов

В памяти сохранился № Приказа - 244 

Сайн байн-нуу, кампаны!

Сонин сайхан юу байна?

Примерно, в такой палатке мы прожили, не тужили, целых два года!

Палатка армейская брезентовая зимняя УЗ-68
Наименование палатки УЗ-68 расшифровывается следующим образом: Палатка УЗ-68 – это унифицированная зимняя палатка образца 1968 года.
Палатка брезентовая УЗ-68 предназначена для размещения в полевых условиях личного состава воинских частей. Палатка УЗ-68 имеет двускатную крышу, два входа посредине торцовых стенок, шесть окон на боковых стенках (по три окна с каждой стороны), наружный намёт из брезентовой ткани, внутренний намёт, навесные стенки отепления и станок, собираемый из отдельных трубчатых элементов и деревянных стоек. В холодное время года палатки обогреваются путем подачи горячего воздуха от калорифера через рукав, пришитый на боковой стенке наружного и внутреннего намёта.
При установке печи на ее трубу надевается металлический хомут для поддержки от провисания дымоходного листа. Вместимость палатки: на общих нарах 18 человек, на отдельных кроватях 10 человек, на носилках 12 человек, на трехместных медицинских станках 24 человека.
В наших палатках стояли двухярусные кровати, ТАК ЧТО ВМЕЩАЛОСЬ 20 СОЛДАТ и были установлены печи. 


Моя служба прошла в отдельной электромонтажной роте электромонтажного батальона в/ч п/п 25990 , Улан-Батор, Амгалан.

(видеофильм на страничке Советская Армия-10)

Наша рота дислоцировалась вблизи города Баганур.

Батальон обслуживал все места постоянной дислокации частей и подразделений советских войск ЗабВО на территории МНР.В Улан-Баторе постоянно находились 2 и 4 роты. 1 и 3 в разное время дислоцировались в Булгане, Эрденете, Багануре, Чойбалсане, Чойре, Мандал-Гоби и обслуживали ближайшие к ним объекты. Во время Великой отечественной войны батальон дошёл до Кёнигсберга. Командир батальона (1984-1986), подполковник Храбан Эдуард Васильевич, во время войны был "сыном полка" батальона. До передислокации в Монголию батальон находился в Ленинградском Военном округе, отчего многие офицеры носили форму инженерных войск Военно-Морского Флота.Часть была отдельным батальоном связи, подразделением 31-й военно-строительной бригады. В дальнейшем, несмотря на то, что постепенно подразделение переквалифицировалось и адаптировались под электромонтажные работы, а офицерский состав стал пополняться за счет строительных училищ, эмблема войск связи была сохранена.До 1973 года часть располагалась в военном городке 31 бригады. В 1973 году переехала на территорию батальона в Амгалане. Войсковая часть выводилась в октябре 1989 года.
Информация предоставлена Алексеем Колесниковым и Андреем Двоеглазовым. http://mongol.su/wiki/index.php?title=25990
Керулен — река в Монголии и КНР, является основной питающей рекой озера Далайнор.
Длина реки составляет — 1254 км из них 1090 км в Монголии. Площадь бассейна составляет 116400 км². Почти на всём своём протяжении пролегает через засушливую степную зону. Исток находится в горах Хэнтэй на юго-восточных склонах, близ Бурхан-Халдуна, в 180 км к северо-востоку от Улан-Батора. Устьем является озеро Далайнор.


Наша войсковая часть дислоцировалась, примерно, в 10 километрах от реки, так что иногда удавалось выехать окунуться, забывая на короткое время про изнуряющую жару. 

Город Баганур расположен в центральной части Монголии в 117 километрах восточнее  Улан-Батора, практически на границе с Хентийским аймаком.

Соединен с трансмонгольской магистралью железнодорожной линией для транспортировки добываемого угля. Линия Багахангай - Багануур имеет протяженность 94 километра. Молодой город Баганур возник в 1978 году в степи юго-восточнее столицы на базе богатого угольного месторож­дения. Население его в 1987 г. вместе с работающими здесь советскими специалистами составляло около 9 тыс. человек. В настоящее время население около 26 тыс. человек.

Во время службы в СА "Комсомольская правда" была нашей самой уважаемой газетой. Доставляли регулярно. Даже вслух читали:)! 

Яндекс.Метрика

@ komrad-kondratiew

www.copyright.ru